Реставрация фотографий


РЕСТАВРАЦИЯ  ФОТОГРАФИЙ  В  ГРАФИЧЕСКОМ  РЕДАКТОРЕ  PHOTOSHOP.

Одним из основных преимуществ цифровой обработки изображений является возможность реставрации поврежденных архивных фотографий. Основные приемы ретуширования и реставрации изображений в графическом редакторе Photoshop мы рассмотрим на примере фотографии начала 20века, любезно предоставленной слушательницей курса «Цифровая фотография» Александрой Ярёменко. Эта фотография из семейного архива была сильно повреждена и нуждалась не просто в ретуши, а и в достаточно серьёзной реставрации. Значительные повреждения эмульсионного слоя, надрывы и загибы, цветовые пятна – все эти дефекты нам необходимо будет устранить. Отсутствующие части фотографии мы просто дорисуем.

 

Для начала фотографию необходимо превратить в цифровое изображение. Для этого нужно отсканировать её, или переснять цифровой фотокамерой. Если фотография, подлежащая реставрации, достаточно большого размера (15 х 21 и более), то ее лучше отсканировать с максимально возможным разрешением.

Реставрация фотографий. Нажмите для увеличения.
Реставрация фотографий.

Затем необходимо проанализировать изображение, разбить проект реставрации на несколько этапов и выбрать пути решения задач на каждом из этапов. Я, например, предлагаю следующий порядок выполнения «ремонтно-реставрационных работ».

 

Этап 1. Устранение цветовых артефактов.

Этап 2. Устранение центрального «разрыва» фотографии.

Этап 3. Устранение мелких артефактов (пыли, трещинок, мелких царапинок, белых

             и черных точек, не являющихся частью изображения).

Этап 4. Восстановление недостающих частей изображения.

Этап 5. Восстановление цветотонального решения фотоснимка, кадрирование,

             форматирование для вывода на печать.

 

Можно выполнять работы по ретушированию мелких артефактов в самом конце, но это не совсем правильно. Дело в том, что для восстановления отсутствующих фрагментов изображения мы будем использовать те части фотографии, которые менее повреждены, и поэтому желательно не клонировать оставшиеся мелкие артефакты. 

 

Реставрация фотографий. Нажмите для увеличения.
Реставрация фото. Перевод в ч.б.

Итак. Этап первый. Устраняем ржаво-рыжие пятна на фотографии следующим образом. Переводим изображение в черно-белое, используя виртуальный оранжевый фото-фильтр: <Image> <Adjustments> <Channel Mixer>. В выпадающем окне «Channel Mixer» отмечаем галочкой функцию <Monochrome>, а в установках (Preset) выбираем «Black & White with Orange Filter». В результате, на черно-белом изображении практически отсутствуют следы от рыжих пятен. В конце реставрации мы вернем изображение в тон сепии. Старинные фотографии в коричневых тонах смотрятся лучше.

Реставрация фотографий. Нажмите для увеличения.
Реставрация фото. Устраняем разрыв.

Продолжаем. Этап второй. Инструментом «Polygonal Lasso» (прямоугольное лассо) выделяем правую часть фотографии с границей выделения, проходящей по краю разрыва. Затем инструментом «Move Tool» (перемещение) сдвигаем правую часть изображения к левой части, совмещая края разрыва. Совмещая края разрыва, ориентируемся по голове «бородача» по центру снимка. Для более удобной работы инструментом «перемещение» изображение лучше увеличить до 100% ( «Ctrl +» ) и скрыть пунктирное изображение границы выделения («Ctrl + H»), чтобы «бегущие муравьи» не мешали контролировать диапазон смещения выделенной части изображения. После стяжки не забудьте убрать выделение (<Select><Deselect>).

Реставрация фотографий. Нажмите для увеличения.
Реставрация фото.

Фрагмент справа показывает, как выглядит фотография до и после стяжки.

Этап третий. Для устранения мелких царапин и пыли воспользуемся инструментом Photoshop , который так и называется «Dust & Scretches» («пыль и царапины»). Путь <Filter><Noise>< Dust & Scretches >. Задаем радиус царапин в 1пиксел ( Radius: 1 pixels) при уровне 20 (Threshold: 20 levels). Пользоваться этим фильтром надо весьма осторожно. Убирая точечные артефакты с изображения, можно случайно убрать и мелкие детали изображения. Поэтому, варьируя установками фильтра, необходимо включить предварительный просмотр изображения и подобрать такие параметры, которые позволят направить действие инструмента только на дефекты и не затронуть при этом детализацию. Оставшиеся мелкие дефекты мы убираем инструментами «Сlone Stamp» («клонирующий штамп») и «Healing brush» (« лечащая кисть»).После устранения мелких артефактов следует определиться с порядком восстановления утраченных элементов фотографии. Недостающие элементы (руки, ноги, головы, глаза и прочие органы) придется «позаимствовать» у родственников-участников фотосессии, кроме того, мы помним, что человек состоит из двух половинок - левой и правой, и хоть они не совсем одинаковые, тем не менее это поможет нам хотя-бы частично восстановить историческую правду. Произведем анализ изображения для определения областей клонирования. Вот что представляет собой план будущей работы. 

 

Реставрация фото. Нажать для увеличения.
Реставрация фото. Сценарий реставрации.

Крупные локальные области с поврежденным фотослоем (помечены номерами 1-6) мы отретушируем при помощи инструмента «Patch» («заплатка»). Недостающие, или сильно поврежденные элементы изображения мы будем восстанавливать, клонируя похожие детали фотографии.


Тематические области, предназначенные для клонирования, обозначены красними рамочками. Это не означает, что нужно наносить рамочки на изображение. Это делается мысленно, хотя разрисовывает же фломастером пластический хирург пациентку, а чем мы хуже? Для того, чтобы «пациенты» не получались слишком симметричными, мы будем несколько видоизменять скопированные области, используя функцию «Free Transform» («свободное трансформирование») и фильтр «Liquify» («сжижение»). Итак, приступаем к операции:

Реставрация фотографий. Нажмите для увеличения изображения
Реставрация глаз

Для начала вставим молодому человеку слева глаза его соседа, сидящего рядом. Мне кажется, с новыми глазами он будет смотреться гораздо лучше. Порядок проведения имплантации следующий: Инструментом «Rectangular Marquee Tool» (прямоугольное выделение) выделим глаза соседа. Скопируем выделенную область (< Edit><Copy>) и вставим скопированную область как отдельный слой (< Edit><Paste>). Переместим глаза на новое место (инструмент «Move Tool» - перемещение). Подгоним размер глаз и линию наклона под новое посадочное место. Для этого мы используем функцию масштабирование. Путь: < Edit>< Transform ><Scale>. Эта функция позволяет осуществлять поворот и изменение размера помеченного слоя. После подгонки удалим лишние части вставляемой области инструментом «Eraser» («резинка»), оставив только глаза. Результат на изображении справа.

Реставрация фотографий. Нажмите на фото для увеличения изображения
Восстановление части лица

Теперь приступим к восстановлению поврежденных частей фотографии. Инструментом «Rectangular Marquee Tool» («прямоугольное выделение») выделим правую половину головы «бородача». Скопируем выделенную область (< Edit><Copy>) и вставим скопированную область как отдельный слой (< Edit><Paste>). Развернем скопированный фрагмент на 180 град по горизонтали (< Edit>< Transform ><Flip Horizontal>). Инструментом «Move Tool» («перемещение») перемещаем новую половинку на левую часть головы. После подгонки удалим лишние части вставляемой области инструментом «Eraser» («резинка»).

Реставрация фотографий. Нажмите на фото для увеличения изображения
Изменяем выражение лица

 

Для того, чтобы «клиент» не был столь суровым на фотографии, инструментом «Сlone Stamp» («клонирующий штамп») и фильтром «Liquify» («сжижение») слегка изменим выражение лица «бородача». Для этого достаточно слегка подправить глаз на смоделированной части лица.

Реставрация фотографий. Нажмите на фото для увеличения изображения
Восстанавливаем плечо

Аналогично скопируем и перенесем части изображения на поврежденные места согласно сценарию.

При переносе плечи необходимо трансформировать перемещаемый фрагмент изображения для того, чтобы сделать восстанавливаемое плечо более покатым. Это придаст изображению большую достоверность. Трансформацию фрагмента проводим по следующей схеме: отмечаем в палитре слоев слой с нужным фрагментом, переходим на функцию «свободное трансформирование» (<Edit><Free Transform>), затем, удерживая нажатой славишу «Ctrl» , левой клавишей мыши сдвигаем уголок кадрирующей рамочки слоя вниз и в сторону.

Для восстановления платья девушки в центре фотографии «переоденем» её в платье крайней справа девочки. Для разнообразия «снимем» с платья цветок. Для выделения платья используем инструмент «Poligonal Lasso» («полигональное лассо»). После выделения фрагмента контур желательно растушевать на 2 пикселя (<Select><Modify><Feather>< Feather Radius: 2 pixels>). Лишь после этого можно скопировать выделенную область (< Edit><Copy>) и вставить скопированный фрагмент как отдельный слой (< Edit><Paste>). Переместим платье на новую хозяйку (инструмент «Move Tool» - перемещение). После подгонки удалим лишние части вставляемой области инструментом «Eraser» («резинка»).

 

По вышеописанной методике восстанавливаем все поврежденные части изображения. Затем кадрируем фотографию.

Реставрация фотографий. Нажмите на фото для увеличения изображения
Отреставрированная фотография

На последнем этапе возвращаем фотографии тон сепии. Для этого воспользуемся функцией «Hue/Saturation» («Цветовой тон/насыщенность»). Путь: <Image><Adjustments>< Hue/Saturation>. Параметры установок: Hue (цветовой тон) - 25, Saturation (насыщенность) - 25, Lightness (яркость) - 0

(не забудьте поставить в окошке «Colorize» галочку). Затем подтягиваем уровни и добавляем резкости фильтром «Контурная резкость» (<Filter><Sharpen>< Sharpen Edges>).

Ну вот, собственно и все. В следующей побликации о ретуше я расскажу, как правильно подготавливать фотоматериалы для реставрации и восстанавливать утраченные элементы изображений.

 

Всегда с Вами, Валерий Пичко.


 Если Вам понравилась статья, поделитесь ей с друзьями!